Биология медоносных пчел
Основы
Медоносные пчелы
Строение жала
Размножение пчел
Нервная система
Жизнь пчелиной семьи
Цветы для дачи
Многолетники
Однолетники
Пчеловодное хозяйство
Организация
Совхозная пасека
Разведение
Сильные семьи
Основные правила
Выставка пчел
Расширение гнезд
Племенная работа
Вывод маток
Смена маток
Формирование
Подготовка
Использование взятка
Готовим к зиме
Уход зимой
Перевозка
Болезни, враги пчел
Борьба с ними
Болезни пчел
Враги пчел
Кормовая база и опыление
Опыление
Кормовая база
Медеопродуктивность
Улучшение кормовой базы
Наблюдение за погодой
Опыление культур
Растения
Кактусы
Болезни кактусов
Польза от кактусов
Цветочные украшения
Питания растений
Воздух для растений
Световой режим растений
Водный режим
Целебные растения
фикус
Добавлены новые разделы
ПЕРЕВОЗКИ И ПЕРЕСЫЛКА ПЧЕЛ И МАТОК

В СССР широко практикуются перевозки пчел. Пчел перевозят на медосбор, для опыления сельскохозяйственных культур, при организации новых пасек. Их перевозят на дальние и короткие расстояния, в разнообразной упаковке и почти всеми существующими видами транспорта— по железнодорожным и водным путям, на самолетах, автомобильным и гужевым транспортом. Большие масштабы приняла и пересылка по почте пчелиных маток.

Наибольший удельный вес в перевозках пчел занимают кочевки, проводимые с целью приближения пчелиных семей к массивам насекомоопыляемых сельскохозяйственных культур и зарослям дикорастущих медоносов. В пределах района или области широко практикуются местные перевозки пчел при организации новых пасек.

В наше, советское время большой размах получили дальние перевозки пчел из районов развитого пчеловодства в местности, слабо заселенные пчелами, и в районы, пострадавшие от немецкой оккупации.

1. ПЕРЕВОЗКИ ПЧЕЛ В УЛЬЯХ

Для перевозки пчел можно приспособить любой улей. Для этого нужно устроить в нем вентиляцию и закрепить неподвижно рамки и все части улья (дно, корпус, крышу).

Устройство вентиляции. Во время перевозки пчелы часто приходят в сильное возбуждение, отчего температура в улье поднимается настолько, что создается угроза гибели пчел и расплода от перегрева и недостатка свежего воздуха. В этих условиях соты, особенно светлые, размягчаются, а затем обрываются и сминаются. Оборвавшиеся медовые соты давят пчел, а в меду, растекшемся по дну улья, пчелы тонут массами. Это вызывает еще большее возбуждение пчел и повышение температуры в улье; в результате многие семьи «запариваются» (погибают) целиком или частично. Признаки запаривания: трупы пчел массами скапливаются на дне ульев и в улочках; живые пчелы пачкаются в меду, становятся мокрыми, черными. Такие пчелы, если они и останутся в живых, оказываются неработоспособными.

Чтобы предотвратить угрозу гибели пчел при перевозках в жаркую погоду, из ульев следует убрать рамки, за

Set_pch_12.gif

полненные медом, особенное незапечатанным или сложенным в свежеотстроенные соты, и рамки с искусственной вощиной. Кроме того, летом на время перевозки нужно устроить вентиляцию улья.

Если ульи имеют плотно подогнанные односкатные крыши, то вентиляцию делают в крыше, вырезав в передней и задней стенке подкрышника четырехугольные отверстия возможно больших размеров (рис. 127). На эти вырезы прибивают изнутри проволочную сетку. С наружной стороны улья вентиляционные отверстия закрывают втулками, которые закрепляются двумя вертушками. При перевозке пчел втулки вынимают. При таком устройстве вентиляции пчелы имеют возможность выйти из гнезда и собраться под крышей.

Замечено, что при перевозке в очень жаркую погоду значительная часть пчел размещается на вентиляционных сетках и тем самым нарушает действие вентиляции. Поэтому на юге вентиляцию устраивают иначе. Внутри плоской крыши между двумя вентиляционными отверстиями, вырезанными в передней и задней стенке подкрышника, пристраивают к самой кровле сквозной коридор из металлической сетки (рис. 128). Поверхность сетки здесь имеет значительную площадь, поэтому остается достаточно свободных участков сетки для нормального действия вентиляции.

Set_pch_13.gif

В двускатных крышах (см. рис. 128) такой сеткой зарешечивают изнутри верхнюю часть крыши целиком, а в передней и задней стенке подкрышника высверливают над сеткой круглые вентиляционные отверстия диаметром 4—5 см. Эти отверстия не зарешечивают, а лишь

закрывают деревянными клапанами, которые при перевозке открываются.

Если пчел перевозят в ульях без крыш, вентиляцию устраивают по-иному: сверху на корпус улья ставят пустой магазин или кладут деревянную раму и обтягивают их сверху проволочной сеткой или редкой холстиной (рис. 129).

При перевозке пчел в холодное время, например ранней весной или поздней осенью, вентиляцию устраивать не нужно*. В это время года пчел можно везти не только под холстиком, положенным сверху рамок, но даже с верхней утеплительной подушкой.
Set_pch_14.gif

Закрепление рамок. Полная неподвижность рамок в улье достигается, если сверху в промежутки между рамками с обеих сторон вставить временные разделители — деревянные бруски сечением 15 Х 15 мм (рис. 130). Можно пользоваться и имеющимися в продаже специальными металлическими разделителями, прикрепляющимися непосредственно к рамкам. Между последней рамкой и стенкой улья для заклинивания рамок вгоняют такой же или более толстый брусок. Если в улье неполное количество рамок, их сдвигают к одной стороне, а крайнюю рамку закрепляют гвоздями.

Скрепление отдельных частей улья. Дно, гнездовой корпус, магазин (или второй корпус) и крыша улья во время перевозки должны плотно прилегать друг к другу и таким образом, чтобы ни одна из этих частей не сдвигалась и не расшатывалась. Для этого их скрепляют между

собой железными прутьями, деревянными планками на гвоздях или, в крайнем случае, просто сбивают гвоздями.

На рисунке 131 показан железный «х о м у т» — одно из приспособлений для скрепления частей улья на время перевозки.

Если в ульях окажутся щели, через которые могут пролезать пчелы, их забивают планками, заделывают паклей, замазкой. Влажную глину берут с собой и в дорогу.

Последние приготовления в дорогу. Вечером перед перевозкой, после того как закончится лет пчел, в ульях наглухо закрывают летки сплошными задвижками, деревянными планками или крепко затыкают их сеном и одновременно открывают вентиляционные втулки в додкрыш-никах. Если пчелы долго сидят на прилетных досках и мешают закрыть летки, выкучившихся пчел загоняют в улей
легким обрызгиванием водой при помощи пульверизатора или веника.

Перевозка пчел автогужевым транспортом. Летом пчел перевозят ночью и рано утром, до солнечного пригрева

Set_pch_15.gif

В пасмурную и прохладную погоду пчел можно перевозить и днем.

Быстрее и удобнее перевозить пчел на-автомашинах. На автомашину ГАЗ-АА грузоподъемностью 1,5 т, можно установить в два яруса 24 одностенных улья (в четыре ряда вдоль кузова машины и по три улья в каждом
ряду). Дву степных ульев на автомобиль этой марки поместится только 18. На трехтонную машину ЗИС-5 при погрузке в один ярус можно установить 15 одностенных ульев или 12 двустенных. Во избежание трения одних ульев о другие между ними прокладывают соломенные жгуты или маты.

Ульи, поставленные на автомашину, крепко увязывают «в переплет», т. е. таким образом, чтобы веревки охватывали все без исключения ряды ульев как в продольном, так и в поперечном направлении. Обвязку ульев следует проверять в пути и ослабленные веревки подтягивать.

На автомашины ульи грузят так, чтобы находящиеся в них рамки были расположены поперек дороги.

Первые километры пути нужно ехать медленно. Когда пчелы несколько освоятся, по хорошей дороге автомашина может двигаться довольно быстро. По неровной дороге во избежание толчков и тряски машину нужно вести на пониженной скорости. Особенно следует остерегаться резких толчков при торможении машины и рывков вперед, так как это может вызвать обрыв сотов.

Если нет автотранспорта, можно перевозить пчел и на обыкновенных телегах. Если телега без рессор, на ее дно кладут ветки или хворост, а сверху слой соломы толщиной не менее 75 см. Это предохранит ульи от сильных толчков, а следовательно, и от обрыва сотов. Установленные на телегу ульи с пчелами также хорошо увязывают веревками «в переплет». Лошадей или быков нужно впрягать так, чтобы при вылете пчел во избежание несчастного случая можно было быстро обрезать постромки.

Перевозки пчел по железной дороге на дальнее расстояние производятся в крытых товарных вагонах или вагонах-ледниках. Вагоны, подаваемые под погрузку пчел, должны быть чистыми и не иметь резких запахов.

Ульи в вагонах размещают в 2—3 яруса, прокладывая между ярусами доски таким образом, чтобы не нарушить вентиляции в тех ульях, которые расположены в нижних ярусах. Внутри вагона ульи обычно устанавливают четырьмя группами по углам, с проходами между группами;

каждую из них обносят обрешеткой, которую во избежание смещения или падения ульев в пути скрепляют с вагоном. В вагонах-ледниках ульи размещают на расстоянии 1 м от «карманов» со льдом. В двухосный вагон обычно грузят 50 ульев, в четырехосный — 100. Устанавливать ульи следует рамками вдоль полотна дороги.

Пчелы должны следовать в сопровождении проводников (по одному проводнику на 1—2 вагона), в обязанность которых входит наблюдение за состоянием пчел, оказание им необходимой помощи, регулирование температуры в вагоне-леднике, увлажнение стен и пола вагона в жаркую погоду и раздача воды пчелам (для этого влажные тряпки кладут на вентиляционные сетки), пресечение возможных вылетов пчел из ульев, а по прибытии на место — сдача доставленных пчел получателю. Проводник должен иметь с собой термометр, ведро для воды, дымарь и гнилушки, сетку, молоток, гвозди, фонарь, паклю, влажную глину.

При перевозке пчел в вагонах-ледниках нужно требовать набивки льда на всех узловых станциях, поддерживать температуру внутри вагона на возможно низком уровне, не допускать повышения ее более 4-10°.

По существующим правилам, отправитель пчел обязан заблаговременно, в установленные сроки, подать заявку на вагоны, указав в ней станции отправления и назначения, количество вагонов и время их предоставления.

Во избежание простоя пчел и вагонов ульи с пчелами следует подвозить к месту погрузки лишь после договоренности с начальником станции о дне подачи вагонов. В случае задержки подачи вагонов иногда возникает необходимость дать пчелам облет. Поэтому доставленные на станцию ульи нужно размещать так, чтобы это можно было сделать.

Перевозка пчел по воде (на пароходах, лодках, плотах) — самый спокойный вид перевозок, но в то же время и самый медленный. При перевозках по воде пчелы меньше страдают от духоты, не испытывают тряски, толчков и поэтому ведут себя более спокойно. При размещении на палубе ульи следует затенить от солнца, устроить навес из брезента или поставить их под тент.

Работа с пчелами по прибытии на место. По приезде на место, если пчел перевозили гужевым транспортом, лошадей или быков необходимо выпрячь и немедленно увести с пасеки. Во время разгрузки пчелы могут вылететь из ульев и изжалить животных. Затем, сняв ульи с телеги или автомашины, их осторожно разносят по точку, расставляют на места и закрывают втулками или клапанами вентиляционные отверстия в крышах; при перевозке ульев без крыш поверх вентиляционной сетки кладут утепление и накрывают ульи крышками. После этого открывают летки.

Распаковывать ульи, т. е. снимать с них хомуты или другие скрепы и вынимать разделительные бруски, необходимо спустя сутки, так как потревоженным перевозкой пчелам надо дать время успокоиться.

Перевезенные ульи не следует ставить близко один от другого, чтобы избежать слетов и налетов пчел, в результате чего одни семьи могут усилиться, а другие сильно ослабеть. Ульи лучше расставлять не ближе чем на 3—4 м один от другого.

Когда пчелы облетятся и успокоятся, все семьи необходимо осмотреть. Во время осмотра удаляют вложенные при упаковке разделительные бруски, заменяют или подправляют поврежденные соты, если они окажутся, и исправляют другие обнаруженные недочеты.

Перевозка пчел на близкое расстояние. Посевы гречихи, горчицы и других насекомоопыляемых культур ежегодно занимают в севообороте различные площади, в то время как пасечная усадьба из года в год находится на одном и том же месте. Поэтому расстояние от пасеки до массивов культурных медоносов ежегодно изменяется, достигая после укрупнения колхозов 7 км и более. При стационарном ведении пасечного хозяйства пчелы не могут посещать все нуждающиеся в опылении культуры, что приводит к потере значительной части урожая.

Однако многие руководители колхозов это не учитывают. Часто и пчеловод не решается перевезти пчел на расстояние ближе 4—5 км, опасаясь возвращения лётных пчел на старый точок.

Такие опасения не лишены оснований. Пчелы хорошо запоминают прежнее место, и при перемещении ульев на расстояние ближе 3 км значительная часть лётных пчел возвращается на старый точок. Чтобы не допустить этого, передние стенки ульев следует укрыть густыми ветками, а к открытым леткам перевезенных ночью ульев приставить наклонно щитки таким образом, чтобы между стенкой улья и щитком оставалась лишь узкая щель для прохода пчел. Если нет дощечек для щитков, можно слегка заткнуть летки рыхлым слоем сена или травы, но так, чтобы не преградить, а лишь затруднить пчелам выход из улья. Встретив препятствие и найдя другую обстановку на пасеке, по сравнению со старой, выходящие из ульев пчелы произведут ориентировочный облет, как это делают молодые пчелы. И лишь после того как будет хорошо изучена новая обстановка, пчелы улетают на разведку и приступают к обычной работе. При соблюдении такой предосторожности на прежнее место возвратятся лишь самые старые пчелы и то в небольшом количестве.

В практике автора был случай, когда при перевозке пасеки на 780 м на старое место возвратилось около 14% лётных пчел.

Для сбора пчел, возвращающихся на старое место, на прежнем точке необходимо оставить самые слабые семьи из расчета по одной семье на каждые десять увезенных. Они значительно усилятся за счет слетевших пчел. Потеряв часть лётных пчел, перевезенные семьи почти не ослабевают. Незначительная потеря лётных пчел быстро пополнится за счет расплода и переключения на полевую работу части нелётных пчел.

2. ПЕРЕВОЗКИ И ПЕРЕСЫЛКА ПЧЕЛ В ЯЩИКАХ (ПАКЕТАХ)

Перевозки большого количества пчелиных семей в ульях вызывают много затруднений. Такие перевозки загружают транспорт, затрудняют закупку пчелиных семей в южных, безлесных районах, где их неохотно продают с ульями, и создают встречные перевозки, так как ульи с пчелами перевозят с юга на север, в то время как отгрузка с заводов изготовленных ульев идет в обратном направлении—с севера на юг.

Советские ученые разработали простой и экономически более выгодный способ перевозки пчел в фанерных или дощатых ящиках (пакетах). Кроме того, перевозка пчел в пакетах ускоряет доставку их на место, так как вместо перевозок по железной дороге с товарными составами
теперь пакеты с пчелами могут быть быстро доставлены самолетами или в почтовых вагонах пассажирских поездов. Новый способ упаковки и сокращение сроков нахождения пчел в пути дают возможность перевозить их на более дальние расстояния и без потерь.

Ящики для перевозки и пересылки пчел делают на одну, четыре и шесть рамок. Ящики делают глухие, без всякой вентиляции; по наружному виду они напоминают обычные

Set_pch_16.gif

почтовые посылки. Как показала практика, такой способ перевозки пчел дает лучшие результаты, чем в ящиках старой конструкции, которые вместо стенок имели о четырех сторон металлическую сетку.

Четырехрамочный ящик для перевозки и пересылки пчел по почте делают изнутри длиной 475 мм, шириной 200 мм и высотой 390 мм (рис. 132).

Для размещения рамок и создания устойчивого положения их в пути к передней и задней стенкам ящика прибивают изнутри по две разделительные планки, так называемые гребенки: одну на расстоянии 60мм от верхнего края ящика (для плечиков рамок), а другую — отступив на 100 мм ото дна (для боковых планок).

В этих гребенках на расстоянии 20 мм один от другого делают по четыре пропила размерами: в верхних гребенках 26 Х 10 мм, в нижних — 26 Х 8 мм. Гребенки, в соответствии с их назначением, прибивают по-разному: верхние пропилами кверху, нижние пропилами внутрь ящика (рис. 133).

Set_pch_17.gif

Обвязку ящика делают внахлобучку из тонких дощечек с фанерной крышей. Между рамками и крышей остается воздушное пространство высотой 100 мм.

Снизу фронтальной части ящика вырезают леток (30х10 мм), которым пользуются при вынужденных длительных остановках в пути и по прибытии на место. На время перевозки леток забивают наглухо фанерной дощечкой (на гвоздях).

Шестирамочный ящик имеет такое же устройство, как и четырехрамочный, но ширину его изнутри увеличивают до 290 мм. Соответственно ящик имеет на гребенках не по четыре, а по шесть вырезов. Такие ящики используются только для перевозок пчел по железной дороге.

Однорамочный ящик (рис. 134) предназначен главным образом для пересылки пчел по почте. Такой ящик-легок, портативен и при большой разветвленности почтовой сети может быть доставлен в любое место Советского Союза письмоносцем, не вызывая забот получателя о транспортных средствах.

Однорамочный ящик имеет некоторые особенности в оборудовании. Обычно его делают из фанеры, набивая ее на каркас, изготовленный из деревянных планок. Поперек обеих узких стенок на расстоянии 100 мм ото дна ящика к брускам прикрепляют гребенки, имеющие по одному вырезу 26 X 8 мм; в них поместятся боковые планки рамки. Выемку для размещения плечиков рамки делают непосредственно в верхней обвязке каркаса размером 26 X 10 мм. Вырез в гребенке и верхнюю выемку для плечиков рамки делают так, чтобы рамка находилась не посредине ящика, а несколько ближе к одной из его широких стенок. К другой, противоположной стенке прикрепляют под углом снозы — две фанерные дощечки (длиной 350 мм и шириной 50 мм), как это показано на рисунке 135. На этих снозах пчелы размещаются в дороге. Крышку ящи

Set_pch_18.gif

ка делают тоже из фанеры без всякой обвязки и после заселения ящика пчелами прибивают к каркасу гвоздями.

Set_pch_19.gif

К узким концам ящика прикрепляют тонкие бруски, а поперек ящика, поверх брусков планку, которая при переноске ящика служит вместо ручки.

Подготовка пчел для отправки. При заселении ящиков пчелами соблюдают особые правила. В четырехрамочный ящик обычно помещают 1,2 кг пчел и две рамки расплода (главным образом печатного), в шестирамочный— 1,5кг пчел и три рамки расплода, В однорамочный ящик стряхивают 1—1,1 кг пчел и ставят одну рамку, содержащую корм и расплод. Вес пчел чаще определяют на глаз, считая, что пчелы, плотно покрывающие рамку с обеих сторон, весят 300 г. Каждой отправляемой семье дают плодную матку, молодую или выведенную в предыдущем году.

Если с пасеки сразу отправляют большое количество ящиков с пчелами, лучше вывести молодых маток в сформированных для этой цели нуклеусах. После оплодотворения маток, как только они начнут яйцекладку, нуклеусы используют для заселения ящиков.

Количество меда в ящиках должно соответствовать кондициям, установленным Министерством сельского хозяйства РСФСР, или условиям договора, заключенного покупателем с поставщиком. Во всяком случае его должно быть не меньше чем по 200 г на каждые сутки пути из расчета на 1 кг живого веса пчел. Лучше давать мед с запасом. В ящике также должна иметься перга, поскольку пчелы и в пути продолжают воспитывать расплод.

Мед должен быть по преимуществу запечатанным. Наличие незапечатанного меда допускается в количестве не более 25% от общих запасов корма. Запрещено давать пчелам в дорогу корм, состоящий из свежесобранного меда, или кормить их перед самой отправкой сахарным сиропом и сытой. Такой корм при толчках будет выбрызгиваться из сотов и заливать пчел, что может привести к гибели семьи. В каждой рамке должно быть не более 2 кг меда.

Соты во избежание обрывов в пути следует давать коричневые, по не черные, отстроенные в рамках с натянутыми в них тремя-четырьмя горизонтальными проволоками.

Для заселения четырех-и шестирамочных ящиков обычно используют отводки. Для этого их формируют заранее либо создают перед отправкой, используя перезимовавших запасных маток.

Заселение ящиков пчелами. Если на пасеке заблаговременно подготовлено достаточное количество отводков с необходимыми запасами корма и хорошими сотами, то заселение четырех-и шестирамочных ящиков сводится к перестановке в ящик всех рамок, на которых сидел отводок. Когда отводки не подготовлены, ящики заселяют пчелами, взятыми из основных семей; для этого от них отбирают рамки с расплодом, кормом и покрывающими их пчелами. В ящик пускают на сот плодную матку, отнятую от той же семьи, из которой были взяты пчелы. Остающейся на пасеке части семьи (после заселения ящика) дают новую матку или зрелый печатный маточник, в зависимости от обстоятельств, сложившихся на пасеке к этому времени,

Ящики заселяют пчелами заблаговременно, но не раньше чем за сутки до отправки их с пасеки.

Когда для пересадки в ящик использована целиком семья или отводок, заселенный ящик ставят на место освободившегося улья, прибивают крышку и открывают леток. Вечером, когда все пчелы соберутся, леток закрывают. Если для заселения ящика используют не всю семью, а только часть ее, формирование семьи для отправки лучше произвести днем, во время сильного лета пчел, чтобы в ящик попало как можно больше молодых пчел.

Подготовка однорамочных ящиков. При заселении однорамочного ящика, в хорошую, лётную погоду помещают в него рамку с расплодом и кормом, прикрывают крышкой и взвешивают на тарелочных весах. Потом в ящик стряхивают пчел. Когда весы покажут прибавку на 1—1,1 кг, на рамку пускают матку из той же семьи, из которой брали пчел. Маток следует вылавливать заранее и держать в, ульях в клеточках или под колпачком. Заселенный пчелами ящик закрывают крышкой и прибивают ее гвоздями. Леток все время держат закрытым.

Заселенные ящики до отправки их с насеки необходимо держать в тени, а еще лучше в темном, прохладном помещении, например в зимовнике.

При пересылке пчел по почте на верхней крышке ящиков четко пишут адрес получателя, а под ним адрес отправителя. Там же крупно и четко наносят следующие надписи: «Верх!», «Осторожно!», «Живые пчелы!», «На солнцепеке не держать!». Все надписи делают химическим карандашом или чернилами.

Пересылка пчел в ящиках без сотов, предложенная М. З. Краснопеевым, состоит в том, что в ящики вместо сотов помещают кормушку с засахарившимся медом. В таких ящиках пересылают семьи пчел весом 1—1,2 кг,

ПЕРЕСЫЛКА МАТОК ПО ПОЧТЕ

Матки хорошо переносят пересылку по почте в небольших деревянных клеточках в сопровождении нескольких десятков пчел.

Клеточки для пересылки маток (рис. 136) делают деревянные, из липы и других мягких древесных пород. Раз

Set_pch_20.gif

меры деревянного бруска (в отделке) 120 X 40 Х 40 мм. На одной из граней бруска высверливают три углубления —каждое по 30 мм в диаметре. Оба крайние углубления высверливают отступя на 10 мм от торцовых граней бруска, а среднее - рядом с левым углублением. Первое и второе углубления (считая справа налево) делают глубиной 32 мм; оба углубления вверху соединяются между
собой коридорчиком шириной 16 мм и глубиной 8 мм. Второе и третье углубления также соединены между собой проходом шириной 16 мм и глубиной 20 мм, который сделан на уровне дна третьего углубления. Правое отделение предназначается для корма, а в левом и среднем размещаются матка и сопровождающие ее пчелы.

На время пути клеточку прикрывают сверху фанерной дощечкой, которую прибивают двумя гвоздями.

Корм. Прежде кормовое отделение клеточки заполняли канди — тестом, приготовленным из меда и сахара (см. стр. 264). Теперь в него помещают цилиндрическую кормушку в виде восковой капсулы, заполненной жидким медом (к меду добавляют 10% воды). Перед посадкой в клеточку матки и пчел капсулу прокалывают тонким шилом. Через образовавшееся отверстие пчелы по мере надобности выбирают корм.

Заселение клеточки требует некоторого навыка. Когда в клеточку заложен корм, фанерную дощечку (крышку) прибивают одним гвоздем справа и сдвигают в сторону так, чтобы над вторым углублением образовалась небольшая щель. Через эту щель в клеточку пускают матку, которую берут большим и указательным пальцами правой руки за грудку. Затем осторожно, чтобы не повредить матку, среднее отверстие прикрывают крышкой, а в третьем оставляют щель, через которую таким же путем сажают 20—30 рабочих пчел, взятых из той же семьи (или нуклеуса), откуда была взята матка. После этого края крышки совмещают заподлицо с клеточкой и прибивав вторым гвоздиком с другого (левого) конца.

Отправка маток. Перед сдачей клеточки на почту на крышке пишут адрес получателя и отправителя, а также надписи: «Верх!», «Осторожно!», «Живые пчелы!»

Если в один и тот же адрес отправляют сразу несколько маток, клеточки группируют в одну посылку, для чего их скрепляют планками на гвоздях. Адрес и другие надписи пишут на фанере, прибитой поверх посылки»

Пчеловодство © 2002-2010 Для вопросов и предложений easyc@vipcentr.ru